Моббинг на работе или в школе: что делать?

Все чаще в детских и рабочих коллективах наблюдается такое явление как моббинг, иными словами бойкотирование или вытеснение из круга общения человека, чем-то не понравившегося окружающим. Жертва выбирается из числа безответных, выбивающихся из общей массы, дающих повышенную эмоциональную реакцию или слишком успешных людей, вызывающих зависть у окружающих.

Разновидности моббинга

Современные социологи и психологи, признавая интенсивное распространения моббинга в обществе, предлагают его определенную классификацию:

  • Скрытый. Самый распространенный способ показать человеку его нулевую значимость. С ним просто не здороваются, не общаются, не приглашают на совместные посиделки, тем самым методично, но спокойно угнетая его психологически.
  • Горизонтальный. «Сплоченность» коллектива, как взрослого, так и детского, проявляется в единодушном выборе жертвы, которой уготовано попасть под общественный прессинг.
  • Вертикальный нисходящий. По ряду причин сотрудник становится мишенью для нападок вышестоящих чинов. Вечное недовольство руководства, притеснение, отказ в карьерном росте, необоснованная критика приводят к психологическому срыву жертвы; ухудшается самочувствие, что не может сказаться на рабочих качествах работника. Подобное можно наблюдать и в детских коллективах, когда старшие, и учителя порой не исключение, не отказывают себе в удовольствии терроризировать младшего или ученика придирками, несправедливыми замечаниями или унизительными комментариями. В итоге ребенок становится нервным, чувствует себя невостребованным и изгоем в коллективе.
  • Вертикальный восходящий. Наблюдается, как правило, в устоявшемся коллективе, где появился новый начальник, пытающийся установить свои правила, узаконить свой метод работы. В такой ситуации теперь уже руководство может столкнуться с бойкотом коллектива, неприятием его указаний, срывом рабочего процесса под благовидными предлогами. Аналогичную картину можно наблюдать и в школьном коллективе, когда приходит новый учитель с непривычными для учащихся требованиями. Целый класс может противопоставить себя преподавателю, бойкотировать или срывать его уроки.
  • Активный, открытый. Характеризуется наличием неприкрытых оскорблений, издевательств и унижений в сторону выбранной жертвы, будь то взрослый или ребенок. Преследуется цель не только дестабилизировать человека, но и вынудить его уйти с работы (перевестись в другую школу) или доказать свою «крутость» сотрудникам других отделов (детям из других классов).

Причины возникновения

Социальные корни возникновения моббинга до конца не изучены, но подобное явление практически исключено в коллективах, начинающих свою деятельность с нуля. Пока все еще равны и все проходят стадию привыкания. А что провоцирует появление травли в уже устоявшихся коллективах?

  • Невысокая занятость сотрудников. Маленькие объемы работы, попустительство на рабочем месте, масса времени, занятого досужими разговорами и чаепитиями, провоцируют распускание слухов, желание хоть как-то развлечься. Вот тогда и находят «слабое звено», которое будет играть роль мальчика для битья.
  • Приход новичка. Человек, придя на новое место работы или учебы, может невольно нарушить сложившиеся правила коллектива, иметь свое определенное мнение, отличное от основного, или просто чувствовать себя пока неуверенно. При желании, есть все предпосылки для коллектива, чтобы ополчиться на вновь прибывшего.
  • Нездоровый психологический климат. Мизерная зарплата или постоянная ее задержка, обозленное руководство, неуверенность в завтрашнем дне вызывают напряжение в коллективе. Негатив требует выхода, и однажды он найдет на кого обрушиться.
  • Банальная зависть. Успешный, ориентированный на выполнение рабочих или учебных задач человек вызывает раздражение тех, кто подспудно боится выглядеть на фоне трудяги лентяем, неудачником, но одновременно болезненно воспринимает успехи соратника. Издевки, шушуканье за спиной, попытки подставить направлены на дезорганизацию «везунчика».
  • Жертва по мироощущению. Человек с пониженной самооценкой, со своим индивидуальным восприятием мира, где-то нелюдимый, где-то бунтарь может превратиться из «белой вороны» в персонаж для потехи. Людям подобного типажа трудно приживаться в новом коллективе, постоянные неудачи отражаются на его характере, формируется психотип жертвы, всегда готовой принять очередную порцию неприятностей.
  • Лица, инициирующие прессинг. Как правило, это неудовлетворенные жизнью люди, где-то озлобленные, желающие поднять свою значимость в глазах других. Если же мы говорим о подростковой среде, то это дети с трудным детством, с проблемами в семье, с желанием самоутвердиться за счет слабого. Иногда все может объясняться в элементарном отсутствии воспитания.

Как бороться с моббингом

Существует реальная разница между влиянием моббинга на взрослого и на ребенка. Если зрелый человек может анализировать и самостоятельно искать выход из ситуации, то школьнику может не хватить ни интуиции, ни жизненного опыта для преодоления негативных обстоятельств, поэтому ему требуется помощь старших.

Противостояние в школе.

Под давление окружающих могут попасть слабо адаптированные к коллективу, мягкохарактерные подростки, дети, погруженные в виртуальную реальность больше, чем в настоящую, с заниженной самооценкой, новички. Учащиеся, отличающиеся от других по национальному или социальному статусу, тоже могут оказаться в таком положении. Если ребенок неохотно идет в школу, возвращается с синяками, «теряет» пользующиеся спросом в детской среде вещи, стал нервным, мнительным, выглядит отшельников в собственном классе – самое время вмешаться взрослым. Прекратить преследования можно совместными усилиями учителей, детских психологов и родителей.

Преподаватели должны вести разъяснительную работу с подростками, проводить классные часы, беседовать с семьями зачинщиков моббинга, ставить на вид сложившуюся ситуацию. Родителям необходимо дать понять своему ребенку, что он не один, помочь ему адаптироваться в современном мире, предложить несколько путей решения проблемы, если уже назрела такая необходимость, перевести учащегося в другую школу. Детские психологи – специалисты, которые помогут скорректировать поведение «изгоя», помочь ему психологически реабилитироваться, выступить единым фронтом с взрослыми, пытающимися разрешить конфликт.

Противостояние на работе.

Никогда не стоит торопиться уволиться, если вы почувствовали, что не приживаетесь в коллективе. Без анализа сложившейся ситуации и работы над ошибками нет никакой гарантии, что на новом месте все это не повторится опять. Что может обезоружить противника? Уверенность в себе, нарастающий профессионализм, моментальное, спокойное, но жесткое пресечение любых попыток позлословить в свой адрес. Хорошо бы применить принципы «кнута и пряника» (или «с хорошими по-хорошему, с плохими – по-плохому»), «меньше говори, больше слушай». В откровениях обнажаются болевые точки, сомнения, планы, поэтому не надо торопиться открываться, лучше следить за своими словами.

Один из способов урегулировать конфликт – это прямой разговор с активными инициаторами прессинга. Порой выяснение причин, расстановка приоритетов и обмен мнениями приводят к положительным результатам, но для такого шага необходимо подготовиться и мысленно, и морально, чтобы бой не был проигран до конца.

Если же травлю не удается прекратить, то, в целях сохранения психического и физического здоровья, есть смысл покинуть агрессивно настроенный коллектив и учесть полученный опыт.

Наверх