Уж замуж невтерпеж

В эпоху эмансипации к свадьбе принято относиться немного свысока. Некоторые особенно эмансипированные девицы даже высокомерно замечают, что «брак, как прививка от оспы, хотя бы раз в жизни ее надо сделать». И все же многие, как в детстве, мечтают о «настоящей» свадьбе с пышным платьем, цветами в волосах, миллионом белых роз и прочими атрибутами счастья. Собственно, свадьба — один из немногих ритуалов, которые сохраняют традиции.
 

8ada8b01a991faf3f98f4a7470382ef6_L.jpg

Как на Руси женились.

 
На Руси было принято женить молодых людей рано – чтобы не забаловали. Рано означало иногда лет в двенадцать… А поскольку разводов не существовало, жизнь в браке случалась раз и навсегда. Естественно, выбирали невесту родители, они же осуществляли сговор и играли свадьбу, а юный жених, как правило, видел нареченную лишь во время венчания. Иногда, правда, жених мог настоять на смотринах, и, если женихом дорожили, ему могли позволить увидеть девицу до свадьбы. Но и в этом случает отказаться у него возможности не было.
 
За невестой обязательно было взять приданое: постель, посуду, украшения и деньги, собственность, даже людей (крепостных — когда-то или близких домашних слуг — позже). Если невеста была сиротой, приданое готовили всем миром, либо сам жених мог сделать приданое, но без приданого выйти замуж было невозможно.
 
Этот обычай вел за собой и раздельное владение имуществом, приданое оставалось собственностью жены — отсюда конфликты с мужьями-растратчиками, известные нам из литературы. А возникла эта традиция, как впрочем и многие свадебные обряды — из древности, когда заключали брак члены двух разных племен.
 
Браки внутри рода были запрещены, и, отдавая девицу в чужой род, ему приносили «дар», чтобы чужак мог стать своим. Обряд одевания невесты, ее украшения, сокрытия лица, оплакивания — все это из древности, ибо свадьба была своего рода обрядом смерти — девица умирала для своего рода и отныне принадлежала роду чужому. Отсюда и смена фамилии, между прочим.
 
Даже белые одежды — символ траура во многих культурах. Это сейчас белое платье символизирует невинность, чистоту, счастье и надежду, но изначально символом невинности была лишь фата и флердоранж, цветок померанцевого дерева. Поэтому, если брак повторный, невеста может быть в белом, а вот фатой и цветами флердоранжа украшать себя ей не полагается.
 
В день свадьбы хочется быть самой красивой. Это почти единственный для нас, втиснутых в вечные джинсы, повод надеть наряд принцессы, не рискуя быть осмеянной.
 
Белый больше не фаворит венчаний. Прошла мода и на красный цвет. В последнее время актуальны свадебные платья пастельных тонов: фисташковые, лавандовые, сиреневые, васильковые, бежевые, кофейные…
 
 

Кринолин или турнюр?

 
Мода на свадебные наряды бесспорно есть, хотя меняется она гораздо медленнее, чем мода на повседневную одежду. Так, до сих пор в моде платья с кринолином, ворох кружев, воланов, тюля и шелка, напоминающий одновременно пышный торт, погребенный во взбитых сливках, и упакованный подарок. Собственно свадьба — это почти единственный случай пощеголять в корсете и кринолине, ведь даже балы, традиция которых стала возрождаться в последние пару десятилетий, предполагают туалет вечерний, но редко стилизованный под старину.
 
Большинство свадебных туалетов предлагают именно этот вариант — корсет и пышная юбка с кринолином. Кринолины бывают разные — «бочоночком», как у Скарлетт О’Хара, или конусом, как в моде конца XVIII века. Если ваша талия немного больше идеальных 17 дюймов (в корсете, конечно), то лучше предпочесть второй вариант. И в любом случае не помешает репетиция: ходить в кринолине сложно, особенно даме, привыкшей к свободе передвижения в брюках, порывистой и подвижной.
 
Чтобы кринолин не раскачивался при ходьбе, демонстрируя не только изящную щиколотку, но и то, что повыше, нужно двигаться плавно, мелкими шагами, чрезвычайно прямо держать спину, словом, идти так, будто на голове у вас стоит хрустальный кувшин, полный воды. Резкие повороты тоже противопоказаны, равно как и любые танцы живее менуэта. Попытка станцевать в кринолине вальс может привести к конфузу, а то и к травме (либо кавалер наступит на подол, либо обруч кринолина с размаху стукнет его по лодыжке).
 
Кстати, посадка и высадка из любого современного транспорта в кринолине тоже аттракцион не для слабонервных…
 
И тем не менее, популярность кринолина год от года лишь растет. Объясняется это, видимо, стойким восхищением образом романтичной принцессы с тончайшим станом, пышной грудью и широкими… юбками (ну да, конечно, невеста должна быть фигуристой, ибо ждут от нее продолжения рода). И, конечно, это красиво — девушка-цветок в волнах шелка!
 
Если же вы — поклонница всего изысканного и необычного, то имеет смысл вообще отказаться от кринолина и выбрать либо прямой облегающий силуэт (осторожно — требуется идеальная фигура!) либо изобретение XIX века — турнюр. В большинстве салонов турнюров вам не предложат, крой сложный, мало популярный, да и ходить с ним нужно научиться, как и с кринолином. Но есть надежда, что этот фасон скоро войдет в моду. Коллекция французского Дома свадебной моды HERVE предлагает модель с небольшим турнюром и отделанным кружевами шантильи корсетом на шнуровке. В таком платье самые соблазнительные снимки получатся, когда прелестная невеста прильнет к своему жениху.
 
Хит наступившего года — плиссировка. Свадебные платья в стиле Наташи Ростовой с плиссированной юбкой от груди пойдут девушкам балетной выправки.
 
 

Белый не надевать!

 
Свадьба, конечно, остается ритуалом, но теперь у невесты есть простор для фантазии. Белый больше не фаворит венчаний. Прошла мода и на красный цвет, хотя по-прежнему красное платье предложат практически в каждом салоне: огненное, шикарное, неотразимое.
 
Невеста стала носить белое относительно поздно, до того замуж выходили в красном (символ мужского начала, знак принадлежности мужу), и сейчас мы все чаще и чаще возвращаемся к этой традиции. Красное может быть разным — от изысканного винного тона до бледно-розового цвета утренней зари, в любом случае внимание невесте обеспечено. В последнее время в моду вошли свадебные платья пастельных тонов: фисташковые, лавандовые, сиреневые, васильковые, бежевые, кофейные… Жениху в таком случае полагается платочек в карман в тон к невестиному платью.
 
Стали носить и комбинированные туалеты. Например, корсет цвета слоновой кости и бледно-сиреневая юбка или лиф голубого цвета с рисунком из желтых и сиреневых цветов в сочетании с юбкой желтого цвета. Платье редко кроится целиком, в большинстве случаев одевают корсет с юбкой. Алый или бордовый лиф, а юбка — бежевая или цвета слоновой кости, сиреневое с желтым или розовым, алая юбка и в тон ей палантин из шифона, а талию подчеркнет бледно-зеленый корсет с красными цветами. Часто лиф темнее тона юбки.
 
В цветовой гамме преобладают тона от молочного до темно-песочного, они прекрасно подходят к загару и дополняются почти любыми живыми цветами. По-прежнему в моде вышивка и кружева, а новшеством стало использование набивного рисунка или батика.
 

Свадебный покрой.

 
В моде сложный крой, оригинальные акценты: это может быть корсет асимметричной формы или многослойная юбка с драпировкой, один рукав или контрастная деталь.
 
В моде прозрачные детали: от рукавов и вставок до капронового корсета с вышивкой. Хит наступившего года — плиссировка. Свадебные платья в стиле Наташи Ростовой с плиссированной юбкой от груди пойдут девушкам балетной выправки, неправда, что такой фасон поможет скрыть недостатки фигуры — напротив, если есть хоть малейший намек на недостаточно крепкий пресс, такое платье лучше не выбирать. Плиссировкой украшают детали юбки, рукава, можно заказать плиссированную накидку, особенно, если торжество приходится на прохладное время года.
 
Корсеты шьют со шнуровкой, если не функциональной, то хотя бы декоративной. Классический корсет может быть сделан более современным при помощи использования таких модных тенденций, как многослойность, асимметрия и даже деконструктивизм: эпатажный корсет, в котором косточки видны снаружи, может смотреться очень стильно, особенно на контрасте с многослойной тюлевой юбкой.
 
Невеста может выбрать любой образ, от броской красоты до утонченной элегантности.
 
 

Незаменимые аксессуары.

 
Наряд невесты должен быть продуман до мелочей. Самым красивым головным убором считаются живые цветы; если пара венчается в церкви, невеста может покрыть голову палантином. Палантин из органзы, фатина или шифона, с аппликацией или кружевной каймой, смотрится гораздо элегантнее, чем привычная фата «занавесочного» типа. Хотя в последнее время вновь стала популярна именно фата-покрывало — не просто большая (до пола), но огромная — квадратное полотнище, которое, как в старину, полностью покрывает невесту со всех сторон, словно шатер индивидуального пользования. Конечно, это атрибут только церемонии венчания, на свадебном торжестве ее заменяет небольшое головное украшение.
 
Перчатки, сумочка или поясной мешочек (для денежных подношений!), бижутерия (внимание, на невесте, как правило, не должно быть дорогих украшений, единственная драгоценность — обручальное кольцо), и, наконец, последняя деталь невестиного образа — жених. В черном или темно-сером, более смелые — в жемчужно-сером или бежевом (на европейский манер), а самые авангардные — в костюме в тон невестиному платью или — элегантно — на тон или два темнее. Идеальный жених не менее важен, чем идеальное платье. Ну, можно и под венец!
 

Свадебная церемония.

 
И тут начинается пространство ритуала. Как горят свечи, кто первым ступит на расстеленное для венчания полотенце и кто откусит больший кусок от традиционного свадебного каравая — все имеет значение. На выходе из церкви (ЗАГСа) молодых посыпают зерном, символом плодородия, и мелкими, обязательно медными, деньгами, символом богатства. Традиционно невесту сопровождают подружки, а жениха — друзья. По римскому обычаю считалось, что «дружек» должно быть не меньше десятка. Они одевались одинаково с женихом и невестой и должны были запутать злых духов, оберечь пару от недоброго влияния.
 
Сегодня подружки и друзья часто становятся распорядителями свадьбы, организуют игры, следят за ходом торжества, соблюдением ритуалов. Широко известен ритуал похищения и выкупа невесты, частенько крадут ее туфельку или подвязку. Кстати, именно туфельки, согласно традиции, невеста должна купить себе к свадьбе сама, желательно на свои собственные деньги. В этом — залог ее бережливости.
 
Во многих странах невеста должна заработать на свадьбе денег — танец с ней можно купить, либо дав ей денег, либо прикрепив к ее платью, либо положив деньги ей в туфельку. В русской традиции на второй день свадьбы, который проходит в доме родителей, гости кидают деньги «в сор», а молодая жена этот сор подметает. Обычаи эти полезны — «в туфельку» или «в сор» частенько накидывают денег на свадебное путешествие или даже новую обстановку!
 
И, конечно, волшебный ритуал бросания букета — ах, кто же из подружек станет следующей, кто будет волноваться, примеряя платье за платьем, чьи глаза будут сиять под покровом фаты, чей жених станет самым элегантным… Горько!
Наверх