Сказкотерапия для детей: методы и примеры сказок

В детстве я не любила надевать колготки, и бабушка поведала мне историю о малышке, которая бросалась одеждой. В дом этой девочки прибежала мышка, утащила одёжки в норку и сделала из них постельку. В результате я изменила отношение к колготкам. Это было много лет назад, наука психология еще не знала такого института, как сказкотерапия для детей – лечение сказкой.

Вовремя рассказанная история помогает урегулировать множество конфликтов. Выходит, сказкотерапия для детей известна испокон веков, хотя, как научное направление она сформировалась недавно.

В чем сила «сказочного» лекарства?

Роль сказки в жизни ребёнка велика. И вот почему.

  1. Содержит намёк. Основной прием, используемый в сказках – метафора. В форме метафоры до ребенка доносятся человеческие ценности и извечные истины. С помощью сказки мы учимся понимать, что такое добро и зло, хорошо и плохо. Терапевтическая метафора бывает двух видов: прямая и косвенная. Истории первого типа адресованы сознанию и содержат, точную модель поведения. Сказки второго типа несут «тайное» послание, оказывают косвенное воздействие, заставляют делать собственные выводы. Такие притчи преподносятся якобы случайно, но с привязкой к обстоятельствам.
  2. Выполняет функцию воспитания. На примере героев истории становится понятно, как нужно себя вести в конкретных случаях, почему важно быть добрым, терпеливым, честным, трудолюбивым, уметь найти выход из сложившейся ситуации.
  3. Показывает причинно-следственные связи. В сказке герои получают по заслугам за свои действия. Слушатель делает выводы, чем оборачиваются для действующих лиц их поступки и слова.
  4. Обучает. Как устроен мир? Какие отношения складываются между людьми? Малыш узнаёт что-то новое, неизведанное ранее. Он получает представление о явлениях и закономерностях окружающего мира. Дидактические сказки сделают образовательный процесс увлекательным, запоминающимся.
  5. Корректирует поведение без насилия и наказаний. Вместе с героями сказочных историй ребята обретают надежды, обуздывают эмоции. Рассказы с одинаковым началом: «Один мальчик…» могут стать спасением в спорах. А дальше по ходу развития событий: не чистил зубы, снимал шапку на улице зимой, наступил на люк, взял острые ножницы… И объявите результат. Что случилось с мальчиком?
  6. Расслабляет. «Сказочное» успокоительное настраивает на позитивный лад, формирует веру в лучшее.

Показания к применению

Ценность сказкотерапии в том, что она универсальна и может использоваться в решении многих проблем:

  • Фобии различного рода. Боязнь темноты, природных явлений, докторов, животных, страх расставания, опасение самостоятельных действий. Расскажите, как ежик сделал зайчику прививку своей иголочкой, — и ваш малыш будет увереннее себя чувствовать на приёме у врача. На преодоление страха направлены «Красная Шапочка», «Баба Яга», «Волк и семеро козлят». Мы с сыном читали Л.Н.Толстого «Как мальчик рассказывал про то, что его в лесу застала гроза», чтобы побороть страх перед стихийными бедствиями.
  • Расстройство поведения с физическими проявлениями. Проблемы с едой, отказ пользоваться горшком, умываться, убирать игрушки, поддерживать порядок. Вылечат неряху «Мойдодыр», «Федорино горе». Улучшит аппетит произведение С. Михалкова «Юля плохо кушает».
  • Тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка. Позитивные рассказы о том, как герои добиваются целей, находят выход из опасных ситуаций, вселяют в ребёнка уверенность. «Кот в сапогах победил людоеда, значит, и у тебя всё получится», — таков посыл неуверенному в себе человечку. Опыт «Двух лягушек» А.И. Пантелеева учит не сдаваться обстоятельствам, находить в себе внутренние ресурсы бороться за жизнь и здоровье, преодолевать трудности.
  • Гиперактивность. Беспокойный сон, чрезмерная говорливость, суетливость, импульсивность. Ребёнок успокаивается, слушает, концентрирует внимание, направляет энергию в социально-полезное русло.
  • Агрессивность, склонность к дракам. Ищите истории с мирными способами урегулирования конфликтов. Чем чревато враждебное отношение к окружающим показывают рассказы Р.Ткач «Могучий дуб и маленький кабанчик», «Львенок в школе».
  • Жадность, нежелание делиться с другими пробуйте искоренить произведениями «Мешок яблок», «Два жадных медвежонка».
  • Трудности при изменении социально-бытовых условий. Переезд на новое место, поступление в детский сад, школу могут неблагоприятно сказаться на психике, вызвать неадекватное поведение. На выручку придут описания схожих обстоятельств у придуманных персонажей. Первоклассник охотнее зашагает в сторону школы, прочитав про котёнка Шмяка.
  • Семейные проблемы. Развод родителей, братская ревность, появление нового члена в семье. О любви брата и сестры ребята узнают из сюжета «Снежной королевы», о приёмных детях – из «Гадкого утёнка», «Мальчика-с-пальчика».
  • Потеря любимых людей, животных. Терапевтическое действие повествования направлено на описание опыта потери, горевания, принятия факта утраты.

В любых случаях сказка способна совершить чудо, когда другие средства не помогают. А противопоказаний не существует!

Методология

Какие способы использовать, чтобы добиться терапевтического эффекта?

  • Рассказывание или чтение. Рассказывание рождает эмоциональную близость, создает доверительную атмосферу. Устанавливается контакт со слушателем, наблюдение за его реакциями. Успех метода зависит от того, как организован процесс. Уютная комната, мама, «зона безопасности». Начинайте повествование будто бы случайно, в непринужденной обстановке. Так малыш лучше открыт для того, что вы хотите ему сказать. Помните о чувстве меры, не перегружайте слушателя, иначе потеряется чувствительность к сказкам.
  • Сочинение сказки. Такой подход позволяет выявить наиболее значимые вопросы, поскольку рассказ малыша представляет собой проекцию и является отражением жизненных ситуаций. Взрослому необходимо услышать и найти способ оптимального решения. Ребята постарше сочиняют «страшилки», рассказывая их хриплым протяжным голосом. Так они ломают в себе страх, «клин клином вышибают». Взрослый может помочь ребёнку в сочинении сказки, чтобы вложить в неё как можно больше лечебных свойств.
  • Рисование сказки. Вы можете сделать выводы, анализируя использованную цветовую палитру и содержание рисунка. Тёмные краски свидетельствуют о сильных чувствах. С помощью «неправильно» изображенных предметов ребёнок показывает свое видение событий.
  • Постановка, драматизация. Метод помогает закрепить полученные уроки и выразить отношение к событиям сказки посредством мимики, голоса. Предпочтительнее, если режиссером выступит сам ребёнок. Он может распределить роли, привлечь других членов семьи, определить сказочное пространство – диван будет берегом, ковер – синим морем, кукольная ванночка — разбитым корытом.
  • Изготовление кукол. Творческий процесс помогает осознать проблему, снять нервное напряжение, ведет к изменению личности и достижению эмоциональной устойчивости. Манипуляции с куклами развивают моторику рук, воображение, способность к концентрации внимания, речь, самосознание.

Любовь и внимание к своему ребёнку позволят родителям вовремя выбрать нужную сказку и правильно поработать с ней, став союзником малыша на пути приобретения жизненного опыта.

Наверх