Дислексия у детей

Раннее выявление дислексии и вовремя начатое лечение у логопеда может значительно облегчить дальнейшую жизнь ребенка. Дислексию можно определить как специфическое расстройство речи, затрагивающее способности к обучению навыкам письма, чтения или того и другого вместе. Это расстройство может возникать у детей, несмотря на нормальный интеллект, хорошие зрение и слух, и достаточные общекультурные навыки.

Дети, страдающие дислексией, могут в других областях жизни не только быть совершенно нормальными, но и проявлять значительные способности. Они могут достигать больших успехов в спорте, хорошо рисовать, петь, танцевать, интересоваться техникой и т.п.

Последствия дислексии

Дислексия у детей влечет за собой некоторые последствия и, в зависимости от тяжести заболевания, они могут быть различными.

Вот некоторые последствия дислексии у ребенка:

  • он очень медленно пишет и читает;
  • он должен множество раз перечитать правила;
  • плохо запоминает словесные инструкции;
  • путает притяжательные и указательные местоимения;
  • испытывает трудности при спряжении глаголов;
  • путает буквы и слоги;
  • написанные мысли часто плохо выражены и бессвязны;
  • трудно оценивает важные ключевые моменты в тексте.

Дислексия является одной из основных причин неуспеваемости в школе, а впоследствии может привести профнепригодности к определенным профессиям. Если в семье, в школе и в любом другом социуме, окружающем ребенка, оказывают недостаточно внимания к его проблеме, ребенок полностью может потерять интерес к чтению, поскольку для этого ему надо прикладывать большие усилия. Его общение с окружающими затрудняется, так как одного вербального общения с ними оказывается недостаточно. Поэтому при дислексии важна ранняя диагностика, которую желательно начинать с комплексного обследования ребенка в многопрофильной детской поликлинике с участием детских неврологов, детских психологов, логопедов, логопедов-дефектологов.

Симптомы дислексии

В зависимости от тяжести заболевания, симптомы могут варьировать от одного ребенка к другому. У детей, страдающих дислексией, могут возникнуть трудности в приобретении одного или сразу нескольких навыков. Как правило, дети должны постепенно (в зависимости от возраста) научиться:

  • правильно располагать буквы в алфавитном порядке;
  • отличать друг от друга слова, состоящие из одних и тех же букв, но расположенных в обратном порядке (например, «сон» и «нос»);
  • читать текст, читать слова по слогам, понимать прочитанное;
  • писать, четко выражать свои мысли в письменной форме;
  • четко выражать свои мысли словами;
  • различать право и лево;
  • различать математические символы;
  • решать математические задачи;
  • выучить таблицу умножения;
  • преодолеть медлительность при выполнении домашних заданий;
  • преодолевать импульсные вспышки в поведении.

Если при освоении одного из этих навыков родители наблюдают постоянные трудности, то это может рассматриваться как симптом дислексии. Но еще до обращения к детским врачам-специалистам необходимо проконсультироваться с учителем, проявляется ли этот симптом в школе. Если комплексное обследование подтверждает диагноз, то необходимо начать лечение у детского логопеда. Раннее выявление дислексии и вовремя начатое лечение у логопеда может значительно облегчить дальнейшую жизнь ребенка.

Для предотвращения неуспеваемости в школе ребенок нуждается в тщательном мониторинге. Если степень дислексии слабая, весьма вероятно, что заболевание постепенно исчезнет. Дети с более тяжелыми формами дислексии сохранят симптомы заболевания, но всегда есть возможность исправить положение в лучшую сторону.

Детский современный медицинский центр «Маркушка».

Женский журнал WomanInstinct.ru