Раннее выявление дислексии и вовремя начатое лечение у логопеда может значительно облегчить дальнейшую жизнь ребенка. Дислексию можно определить как специфическое расстройство речи, затрагивающее способности к обучению навыкам письма, чтения или того и другого вместе. Это расстройство может возникать у детей, несмотря на нормальный интеллект, хорошие зрение и слух, и достаточные общекультурные навыки.
Дети, страдающие дислексией, могут в других областях жизни не только быть совершенно нормальными, но и проявлять значительные способности. Они могут достигать больших успехов в спорте, хорошо рисовать, петь, танцевать, интересоваться техникой и т.п.
Последствия дислексии
Дислексия у детей влечет за собой некоторые последствия и, в зависимости от тяжести заболевания, они могут быть различными.
Вот некоторые последствия дислексии у ребенка:
- он очень медленно пишет и читает;
- он должен множество раз перечитать правила;
- плохо запоминает словесные инструкции;
- путает притяжательные и указательные местоимения;
- испытывает трудности при спряжении глаголов;
- путает буквы и слоги;
- написанные мысли часто плохо выражены и бессвязны;
- трудно оценивает важные ключевые моменты в тексте.
Дислексия является одной из основных причин неуспеваемости в школе, а впоследствии может привести профнепригодности к определенным профессиям. Если в семье, в школе и в любом другом социуме, окружающем ребенка, оказывают недостаточно внимания к его проблеме, ребенок полностью может потерять интерес к чтению, поскольку для этого ему надо прикладывать большие усилия. Его общение с окружающими затрудняется, так как одного вербального общения с ними оказывается недостаточно. Поэтому при дислексии важна ранняя диагностика, которую желательно начинать с комплексного обследования ребенка в многопрофильной детской поликлинике с участием детских неврологов, детских психологов, логопедов, логопедов-дефектологов.
Симптомы дислексии
В зависимости от тяжести заболевания, симптомы могут варьировать от одного ребенка к другому. У детей, страдающих дислексией, могут возникнуть трудности в приобретении одного или сразу нескольких навыков. Как правило, дети должны постепенно (в зависимости от возраста) научиться:
- правильно располагать буквы в алфавитном порядке;
- отличать друг от друга слова, состоящие из одних и тех же букв, но расположенных в обратном порядке (например, «сон» и «нос»);
- читать текст, читать слова по слогам, понимать прочитанное;
- писать, четко выражать свои мысли в письменной форме;
- четко выражать свои мысли словами;
- различать право и лево;
- различать математические символы;
- решать математические задачи;
- выучить таблицу умножения;
- преодолеть медлительность при выполнении домашних заданий;
- преодолевать импульсные вспышки в поведении.
Если при освоении одного из этих навыков родители наблюдают постоянные трудности, то это может рассматриваться как симптом дислексии. Но еще до обращения к детским врачам-специалистам необходимо проконсультироваться с учителем, проявляется ли этот симптом в школе. Если комплексное обследование подтверждает диагноз, то необходимо начать лечение у детского логопеда. Раннее выявление дислексии и вовремя начатое лечение у логопеда может значительно облегчить дальнейшую жизнь ребенка.
Для предотвращения неуспеваемости в школе ребенок нуждается в тщательном мониторинге. Если степень дислексии слабая, весьма вероятно, что заболевание постепенно исчезнет. Дети с более тяжелыми формами дислексии сохранят симптомы заболевания, но всегда есть возможность исправить положение в лучшую сторону.
Детский современный медицинский центр «Маркушка».
Ругань втихушку: стоит ли «прятать» родительские ссоры от детей
Развивающие игрушки для детей
Женщина несчастлива без мужа и детей - миф или правда
Жёлтый налёт на языке: причины появления у взрослых и детей
Бананы от кашля: рецепты лечения с медом и молоком
Алмиба: особенности применения препарата