Как перестать быть «жилеткой» для друзей и близких

Люди часто выступают в роли психологов, телефона доверия для друзей, если что-то случилось. Иногда нужен дельный совет, но чаще они нуждаются именно в молчаливом слушателе, способного выслушать, принять поток эмоций, не осуждающего, который через минуту «забудет» об услышанном. Хорошо, если есть такой непредвзятый и все понимающий человек. Но иногда близкие люди злоупотребляют добротой и терпением, используя человека как безотказного слушателя. Как же перестать быть «жилеткой»?

Почему быть «диванным психологом» вредно

Даже самый отзывчивый человек начнет уставать от постоянного выслушивания чужих причитаний и слезливых рассказов. Когда по-настоящему что-то случилось, а рассказчик дорогой человек, то это небольшая плата за дружбу плюс реальная помощь. Но если подобные монологи становятся нормой, они частые и продолжительные, то это негативно влияет на человека, выполняющего роль домашнего «психолога».

Негатив роли «жилетки»:

  • трата личного времени;
  • эмоциональное выгорание;
  • «подпитка» энергетического вампира;
  • кража времени, предназначаемого семье и родным.

Это лишь основные причины, почему нужно очищать близкий круг о тех, кто без зазрения совести постоянно изливает душу тому, кто не в силах отказать наглому собеседнику. Для дамы даже тяжелее «отшить» мужчину, ведь как не посочувствовать представителю сильного пола, решившемуся на откровение.

5 правил, как перестать быть «жилеткой»

Чтобы вернуть свободное время, отстранить «нытиков» и энергетических вампиров, следует отстаивать свободу, не делать то, что неприятно и удалить из окружения «пользователей». Пригодится алгоритм спасения от жалобщиков. Повторять его по мере появления желающих без конца выливать свои проблемы и переживания.

Шаги избавления от роли «жилетки»:

Говорить: «Нет»

Этот навык поможет в личной жизни, в бизнесе, даже во время отдыха.

Начинать с малого – говорить, что нет времени на разговор, встречу, потом просто не брать трубку, если человек не понимает. Для слабых духом – блокировка номера, но это лишь временная мера, проблемы решают, а не избегают их. Да и обидится такая подруга на полное игнорирование, а если отказывать понемногу, это будет не такой страшный удар.

Ставить границы

Не бойтесь отстаивать границы.

Если близкие привыкли часами изливать душу по телефону, то еще до начала слезливого монолога нужно ограничить временные рамки. Удобнее всего предупредить «Я могу с тобой поговорить не более 5 минут, до 18:00», и четко в указанное время закончить разговор, быстро попрощаться и положить трубку.

Если предпочитают приходить в гости или назначать встречу, всегда есть способ отказаться от печального свидания. Проще всего, но лучше не злоупотреблять такой ложью – сослаться на плохое самочувствие. А честнее сказать, что есть более важные дела: прогулка с детьми, романтическая встреча с любимым человеком, визит к родителям или срочные рабочие вопросы.

Быть зеркалом

Меньше всего жалобщики любят, когда им жалуются в ответ. Если молчать, поддакивать или поощрять рассказчика, он еще больше расходится, выливая подробности о несчастьях, неудачах. После таких бесед на душе тоскливо, чувство, «как выжатый лимон» эмоционально и физически.

Если же на каждую жалобу собеседника говорить о своих проблемах (у всех есть на что пожаловаться), получиться обмен грустными новостями. Когда звонящему не безразличен человек, которому он привык высказываться, он переключиться на его жалобы и постарается выслушать, помочь.

Если же истинная цель – выговориться, жалобщик быстро переключит разговор на себя. Тогда следует снова и снова рассказывать ему о своих горестях. Рассказчик быстро потеряет интерес к подобному общению. Хорошо действует такой прием против энергетических вампиров.

Практичный подход и действенные советы

Не следует давать любителям поныть ни одной поблажки, особенно, если они начинают использовать шантаж. Слезы, намеки на самоубийство, давление на жалость следует жестко пресекать.

А чтобы исключить реальную угрозу жизни и здоровью жалобщику, предложите конкретные способы решения проблемы или прямо спросите: «Чем я могу тебе сейчас помочь?». Если нечего посоветовать, будьте честным: «Прости, я никогда не была в подобной ситуации, мне сложно представить, как лучше поступить». А пустые разговоры означают, что рассказчику нравится жаловаться, это манипуляция.

Откровения в пределах комфорта

Не позволяйте никому рассказывать то, что вам неприятно или некомфортно слушать. Особенно, если грязь, которая льется из телефонной трубки, касается общих знакомых или интимных вещей. Без зазрений совести нужно говорить: «Прости, я не хочу слушать настолько откровенные или интимные вещи!» Порядочный и искренний человек поблагодарит за прямолинейность. А вампир или сплетник обидится, не понимая, что тут такого.

Человек каждые 10 лет меняет более 70% своего окружения (другое семейное положение, рабочий коллектив, место жительства). Поэтому, когда кто-то из близких людей перестает звонить, избегает контакта, из-за того, что перестали выслушивать его нытье, не стоит горевать, скоро появится кто-то лучше, добрее. А истинные друзья всегда будут рядом, ведь они делятся горестями, одновременно уважая личное пространство и стараясь не злоупотреблять добротой дорогих людей.

Женский журнал WomanInstinct.ru